Европейская академия
естественных наук

Hannover E.V.

 
 

 

Василенко Т. А. (Царегородцева) Война, уступи место музыке! / Вступ. ст. акад. Е. П. Челышева. — М.: Кучково поле, 2013. — 448 с., 2 л. ил.


Природа и история нашей прекрасной, великой, огромной, замученной, сказочно богатой страны дают могучую, горькую как слезы, про-зрачную как родниковая вода, ясную как зеркальная гладь на чистейшем русском озере, душистую как луговые цветы в дивную погоду, ароматную как свежий весенний русский лес пищу для нашей великой музыки.


Вступительное слово академика Евгения Петровича Челышева

Я часто вспоминаю, как почти в первые дни войны, потеряв в боях за Минск и Смоленск само-леты Пе-2, сгоревшие на земле и в воздухе, чудом вырвавшись из Вяземского котла, остатки 140-го скоростного бомбардиро-вочного полка, где я был сержантом, стрелком-радистом, под бомбеж-ками и обстрелами на разбитых грузовиках, миновав горевший Гжатск, двигаясь как раз по той самой новой смоленской дороге, по которой отходила армия Кутузова и продвигалась вслед за ней армия Наполеона, утром 10 октября на колонне автомашин выехали на Бородинское поле. Проехали деревню Валуево, где располагалась штаб-квартира Наполеона и откуда наступали главные силы французов — корпуса Даву, Мюрата, Нея, нацеленные на Шевардинский редут. То, что знал с детских лет, увидел я глазами сержанта Красной армии — именно то, что видели русские офицеры — Лермонтов, а вслед за ним Лев Толстой, работавший над «Войной и миром»: и Багратионовы флеши, и деревни Бородино, Семеновское и «то, — как говорится в эпопее Толстого, — знаменитое (потом известное у русских под именем Курганной батареи или батареи Раевского...) место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом сражения». Запомнился сложенный из красного кирпича собор на горе при въезде в город, на который обратил внимание и толстовский Пьер Безухов. «На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком».

Наша же полуторка, с трудом преодолев гору, остановилась рядом с церковью, поджидая отставшие грузовики. Подошел сержант с автоматом и крикнул: «Здесь нельзя останавливаться! Давай трогай! Проезжайте бы-стрее!». Оглянувшись вокруг, я заметил группу старших офице-ров. Некоторые из них, вооружившись биноклями, рассматривали расстилавшееся внизу поле. С запада доносился грохот канонады.

Самым впечатляющим было то, что Бородинское поле находилось в движении. Многие ты-сячи людей строили Можайскую линию обороны. Вместе с кре-стьянами окрестных деревень, рабочими столичных фабрик и заводов красноармейцы рыли противотанковые рвы, сооружали блиндажи, на тачках и носилках перевозили и переносили зем-лю для укрепления оборонительных сооружений, возведенных русскими солдатами. Исторические памятники на наших глазах превращались в оборонительную линию, преградившую путь не-мецким войскам к Москве. Шел мелкий дождь со снегом, поэтому для того, чтобы сохранить сухим обмундирование, красноармей-цы сняли гимнастерки и в одних нательных рубашках работали вместе с крестьянами и рабочими. На наших глазах рождалась линия обороны, на которой к 10 октября развернулась 5-я армия под командованием генерала Д. Д. Лелюшенко.

 

Скачать книгу (pdf, ~47 MB)


 

вверх

  К конкурсу  

 ¦  Impressum  ¦  Контакт